18 марта 2017 года на базе Новопортовской школы-интерната с целью обобщения и обмена педагогическим опытом, презентации передовых педагогических технологий в работе с одаренными детьми как одного из приоритетных направлений государственной политики, был проведен методический семинар «Старт к успеху» - модель выявления и развития одаренных детей».
На семинаре работали эксперты Брик Е.С., заместитель директора по воспитательной работе, Ряшина В.В., заместитель директора по воспитательной работе в интернате, Кондратова Г.Б., заместитель директора по учебно-методической и экспериментальной работе, Черкашина С.О., директор школы.
В своем докладе «Эффективность работы с одаренными детьми по программе «Старт к успеху» Кондартова Г.Б. проанализировала успехи и проблемы школы по выполнению поставленных задач. Галина Борисовна отметила, что количество участвующих в муниципальном этапе стабильное, за последние два года
увеличилась
доля победителей и призеров на муниципальном уровне, но снизилась на региональном уровне. Значительное снижение произошло в 2016-2017 учебном году качества участия младших школьников в муниципальном этапе олимпиады «Интеллектуальный марафон». Это говорит о слабой подготовке учащихся к олимпиадам, отсутствие системности. Необходимо обратить на это внимание.
К положительным результатам программы можно отнести: активное участие школы-интерната в реализации муниципального календаря массовых мероприятий с обучающимися; увеличение количества победителей и призеров в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней; 100%
охват обучающихся в системе дополнительного образования. Следует вывод, что в школе в полной мере создаются условия для выявления и поддержки талантливых детей, так как конкурсы и олимпиады являются наиболее распространенной формой выявления и поддержки талантливых детей.
Педагог-психолог Вахрушева Н.В. говорила о роли
психологического тестирования в проблеме выявления и оценке степени одарённости детей.
Педагоги школы, применив специализированный тест, составили свой интеллектуальный портрет.
Руководитель методического объединения начальных классов Чекмарева О.С. обобщила опыт работы с одаренными детьми учителей начальной школы. Значительных успехов добиваются дети в дистанционных олимпиадах, проблемой остается подготовка участников региональной семейной олимпиады «Первые шаги». Также Оксана Степановна озвучила проблему перезагруженности младших школьников кружками, секциями, вследствие этого не остается времени на индивидуальную работу.
В своей презентации учитель начальных классов Макарова Е.В. раскрыла понятия «одаренность» и «способность», остановилась на формах работы с одаренными детьми начальной школы. Для выявления способностей и склонностей детей к разным наукам педагог применяет методики «Палитра интересов», «Составление расписания на неделю» (С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна). Наблюдение, эксперимент, исследование, ролевые игры, групповая работа, использование ИКТ-технологий, работа с дополнительной
литературой в рамках урочной и внеурочной работы
позволяют добиваться высоких результатов в творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.
Представленный опыт работы Козиной Н.А., учителя математики по теме «Работа с одаренными детьми в рамках
ФГОС» включал примеры нестандартных заданий, используемых на уроках, приемы по подготовке школьников к олимпиадам, результаты по программе внеурочной деятельности «Задача. Ру».
Мартюкова А.В., учитель биологии и географии, Савина Т.А., учитель биологии и химии, Мирских О.В., учитель английского языка обобщили опыт работы по использованию проектной деятельности
как эффективного ресурса в организации работы с одаренными детьми. Педагоги представили виды проектов, которые учащиеся выполняют и защищают в рамках урочной деятельности. Савина Т.А. представила результаты работы класса точных наук, а также школьного научного общества.
Учителя русского языка и литературы Солодовникова С.И. и Сбродова С.В. в своем выступлении на тему «Развитие детской одаренности путем применения интерактивных методов обучения» выделили активные методы обучения, представили технологию французских мастерских, методику составления интеллект - карты, методы проектирования логико-смысловых моделей, видео-метод, буктрейлеры.
Об эффективности внедрения ИКТ-технологий в работе с одаренными детьми рассказал учитель биологии Орлов Э.А.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул – побеждать, об этом шла речь
в докладе Максимова В.В. «Система работы с одаренными детьми по направлению физическая культура».
Педагоги дополнительного образования
Ильиных Л.Ф. , Фадеева С.Б. , Салахутдинова Е.В. представили презентации о том, как важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить и творить самостоятельно. Ребята изостудии «Палитра детства» подготовили видеоролик о своей деятельности и достижениях.
Подводя итоги, участники семинара отметили его актуальность, содержательность. Был сделан вывод о том, что работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Эксперты внесли предложение признать работу школы по программе «Старт к успеху» (2014-2017гг) положительной,
лучшими
практиками выявления и развития одаренных детей учителей: Савиной Т.А., Козиной Н.А., Фадеевой С.Б., Макаровой Е.В.
Кондратова Г.Б., замдиректора по УМиЭР
Материалы семинара «Старт к успеху» - модель выявления и развития одаренных детей»
|