Современный масштаб развития эпидемической ситуации по распространению ВИЧ-инфекции в большинстве регионов Российской Федерации создает риск вовлечения несовершеннолетних в ситуации с высокой вероятностью заражения ВИЧ-инфекцией, чаще связанные с рискованным поведением.
Цель родительского собрания:
информирование родителей (законных представителей) обучающихся о ключевых рисках, связанных с распространением ВИЧ-инфекции и распространении эпидемии СПИДа.
Задачи родительского собрания
:
1.
Проинформировать родителей о статистике распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, путях ее передачи и методах своевременной диагностики.
2.
Проинформировать родителей о проведении в рамках профилактической декады, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом (1декабря), интегрированных уроков по профилактике ВИЧ-инфекции для обучающихся 9 – 11 классов «Незримые угрозы – мифы и реальность».
3.
Мотивировать родителей на повышение собственной профилактической компетентности и формировании профилактической компетентности ребенка.
Целевая аудитория
:
родители (законные представители) обучающихся
9 – 11 классов, студентов профессиональных образовательных организаций.
Информация Министерства здравоохранения
Российской Федерации
по ситуации, связанной с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации
Первый случай ВИЧ-инфекции был зарегистрирован в России в 1987 году, диагноз был установлен у иностранных граждан, обучающихся в нашей стране. Затем был зарегистрирован первый случай заболевания у гражданина Российской Федерации.
До 1999 года эпидемиологическая ситуация в России не выходила за пределы групп населения повышенного риска (потребителей инъекционных наркотиков и других), единичные случаи были связаны с медицинскими вмешательствами (например, переливанием крови) и вертикальным путем передачи инфекции: от матери к ребенку.
Начиная с 2005 года, отмечался ежегодный прирост числа новых случаев регистрации в крови ВИЧ-инфекции до 10-12%, эпидемиологическая ситуация сопровождалась ростом заболеваемости и распространенности ВИЧ-инфекции, выходом заболевания за пределы ключевых групп в общую популяцию, и стала представлять серьезную угрозу безопасности, жизни, здоровью и благополучию населения.
Однако, с 2016 года количество первых выявленных случаев ВИЧ-инфекции стало снижаться, на фоне увеличения охвата населения тестированием на ВИЧ-инфекцию.
По
данным Федерального государственного статистического наблюдения в 2017 году были зарегистрированы более
800 тысяч
случаев ВИЧ-инфекции,из них впервые выявленные - у
85 802
человек, что составило
58,4
на 100 тыс. населения (заболеваемость). Частота новых случаев ВИЧ-инфекции выше среди мужчин и составляет
53 509
человек от общего числа впервые выявленных случаев (2017 г.–
62,0%;
2016 г.-
61,8 %
).
Основное бремя заболеваемости ВИЧ-инфекцией приходится на возрастную группу 25-44 года и составляет
75,2%
от общего числа впервые выявленных
лиц с ВИЧ – инфекцией.
Распространенность ВИЧ-инфекции на территории страны имеет существенные различия в разных регионах. Основное бремя ВИЧ-инфекции приходится на 22 региона Российской Федерации,
преимущественно расположенных на территории следующих федеральных округов: Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Западного.
По итогам мониторинга мероприятий, направленных на реализацию Государственной стратегии по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, отмечаются
определенные достижения в 2017
году:
-
обследовано на ВИЧ-инфекцию
33 870 850
человек, в целом охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения России составил
23%
, что выше значений показателей, чем в 2016 г.
(20,5%)
и2015 г. (
19,3%);
-
о
хват диспансерным наблюдением лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, составил
85,6
%
(
693 тыс. чел.)
от общего числа зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации (в 2016 г. –
70,5 %)
;
-
свыше
99 %
детей с ВИЧ-инфекцией, от числа подлежащих учету, находятся под диспансерным наблюдением, из них
91 %
получают антиретровирусную терапию, которая назначается им незамедлительно и на первом году жизни ребенка, а эффективность проводимой терапии среди
детей,
которая оценивается неопределяемым уровнем вирусной нагрузки, составляет
88 %;
-
учитывая, что
у лиц с ВИЧ-инфекцией увеличивается риск развития осложнений и смертности от туберкулеза,
внедрена система специфической профилактики туберкулеза: свыше
92 %
ЛЖВ
(
ЛЖВС - это Люди, Живущие с ВИЧ/СПИД
)
, состоящих под диспансерным наблюдением, обследованы на туберкулез, а
более 90 %
лиц, живущих с ВИЧ,
с впервые установленным диагнозом ВИЧ и получающие терапию, прошли химиопрофилактику туберкулеза;
-
охват антиретровирусной терапиейвсех лиц, живущих с ВИЧ, находящихся под диспансерным наблюдением достиг в конце
2017
года
50 %
(в том числе детей
91 %).
При этом в каждом третьем регионе охват антиретровирусной терапией составляет с
выше
50 %.
Снижение вирусной нагрузки наблюдалось в 2017 году у
72 % лиц
, живущих с ВИЧ,
получавших антиретровирусную терапию.
-
за счет высокого охвата ВИЧ-инфицированных беременных женщин и новорожденных профилактикой вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, риск вертикальной передачи ВИЧ-инфекции снизился до
1,7 %
,: охват профилактикой в период родов –
95,0 %,
новорожденных детей –
99,1 %.
В 2017 г. матерей с ВИЧ-инфекцией родилось
15 044
детей (2016 г. -
15 989)
, из них только у
235
(2016 г.-
281)
была подтверждена ВИЧ-инфекция.
Национальной ассоциацией специалистов по профилактике, диагностике и лечению вируса иммунодефицита человека в 2017 году пересмотрены клинические рекомендации (протоколы лечения). Новые клинические рекомендации обеспечивают использование самых современных,
рекомендованных ВОЗ, схем лечения
и профилактики ВИЧ-инфекции. Расширены показания к назначению
антиретровирусной терапии,
согласно которым рекомендуется ее назначать всем пациентам с ВИЧ-инфекцией (лечим всех).
В 2017 году
внедрен Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ФРВИЧ), который является важным инструментом не только в мониторинге эпидемиологической ситуации, но и в оценке качества оказания медицинской помощи, обеспечения преемственности и взаимодействия, в том числе между гражданским и пенитенциарным сектором, лекарственном менеджменте.
Информация об интегрированном уроке,
приуроченном ко Всемирному дню борьбы со СПИДом,
«Незримые угрозы – мифы и реальность»
Интегрированный урок для обучающихся 9 – 11 классов «Незримые угрозы – мифы и реальность» (далее – интегрированный урок) разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), которые предусматривают вопросы формирования здорового и безопасного образа жизни,
ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки
с нравственными ценностями.
В соответствии с ФГОС вопросы профилактики ВИЧ-инфекции рассматриваютсяв содержании программ предметов «Биология», «Обществознание» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 - 11 классах. Они также входят в содержание учебных предметов на 1 курсе образовательных организаций среднего профессионального образования.
Основные задачи интегрированного урока:
?
информирование обучающихся о ВИЧ-инфекции и СПИДе;
?
формирование у обучающихся навыков ответственного поведения
в ситуациях, связанных с опасностью ВИЧ-инфицирования.
Вводная часть урока:
направлена на выявление исходного уровня знаний обучающихся о ВИЧ-инфекции.
Информационный этап урока.
Актуализирован материал по теме «Незримые угрозы – мифы и реальность». Обучающиеся вспомнили о путях передачи ВИЧ-инфекции, «мифах о ВИЧ», способах профилактики ВИЧ-инфекции.
Для закрепления пройденного материала, обучающимся было предложено выполнить несколько упражнений, в том числе решить ситуационные задачи на оценку степени риска и выбора безопасного способа поведения в предложенной ситуации.
Примеры ситуационных задач
Ситуация 1
. На тренировке по футболу вратарь упал и поранил ногу. Нога была в грязи, а из раны пошла кровь. Его друг принес воды и стал промывать рану, чтобы затем обработать ее йодом и забинтовать. Он понимал, как больно его другу, так как сам недавно получил травму, и царапина на его руке еще не зажила.
Учащимся задаются вопросы:
- Есть ли риск заражения ВИЧ или вирусом гепатита в данной ситуации? Почему?
- Что нужно было сделать в данной ситуации? Почему?
Ситуация 2
. Катя давно мечтала о сережках. На день рождения ей подарили хорошенькие сережки, но у нее не были проколоты уши: мама не давала денег на косметический салон. Подруга предложила Кате пойти к соседке, которая прокалывала уши дома и брала недорого. Когда Катя пришла к этой женщине, там ждали своей очереди две девушки. Катя обратила внимание, что машинка для прокалывания ушей после девушек не стерилизовалась.
Учащимся задаются вопросы:
- Есть ли риск заражения ВИЧ в данной ситуации? Почему?
- Что следует сделать Кате? Почему?
Таким образом, с помощью упражнений, обучающиеся смогли закрепить свои представления о безопасном поведении в рискованных ситуациях.
Еще одно упражнение на закрепление пройденного материала «Ментальная карта» - работа обучающихся в группах по 4-6 человек.
Обучающимся предоставляется возможность обратиться к учебникам и справочным материалам, содержащим информацию о ВИЧ-инфекции: самостоятельно найти в предложенных учебниках и других источниках информацию о различных сторонах проблемы распространения ВИЧ-инфекции, выделить ключевые понятия; с их помощью составить собственную ментальную карту.
Упражнение заканчивается обсуждением ментальных карт, составленных разными группами.
В
заключительной части интегрированного урока
обучающиеся получили домашнее задание по самостоятельному заполнению анкеты на сайте: стопвичспид.ру.
Методика опроса учитывает возрастные особенности подростков,
не провоцируя их к рискованному поведению, позволяет оценить интенсивность субъективного отношения к проблемам распространения ВИЧ-инфекции и уровня знаний в этой области.
Опрос проводится анонимно. В результате каждый участник может получил свой индивидуальный результат.
Результат представлен 5 основными шкалами:
1. «Эмоциональная шкала» служит для определения уровня заинтересованности проблемами распространения ВИЧ-инфекции и сложившейся эпидемической ситуации.
2. «Познавательная шкала» служит для определения уровня готовности
и стремления получать, искать и перерабатывать информацию по проблематике, связанной с ВИЧ-инфекцией, например, знать свои права в области диагностики, получения информации, лечения ВИЧ-инфекции, быть в курсе активности других субъектов профилактической деятельности.
3. «Практическая шкала» служит для определения уровня готовности
и стремления к практическому применению мер по профилактике ВИЧ-инфекции, прежде всего исходя из идеи поддержания и сохранения здоровья своего собственного и своих близких.
4. «Шкала поступков» служит для определения готовности к личностной активности, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни молодежи.
5. «Шкала эрудиции» служит для определения объема и глубины имеющихся у личности сведений (знаний) о ВИЧ-инфекции, прежде всего, о путях ее передачи.
Получив результаты своего самоисследования, участник опроса:
?
при получении высоких показателей по шкалам – обретает уверенность в своих позициях в отношении здорового и безопасного поведения, знаний в области распространения и профилактики ВИЧ-инфекции;
?
при получении средних или низких показателей по тем или иным шкалам (знания, поведение, отношение) также формирует желание улучшить свой результат и разобраться в проблеме.
По завершении участия в опросе можно распечатать свои результаты, а также получить персональный Сертификат участника социально значимого проекта «ЗНАНИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗДОРОВЬЕ».
Уважаемые родители! Мы также предлагаем Вам самостоятельно пройти данный опрос. Ссылка размещена на сайте федерального Центра защиты прав и интересов детей (Режим доступа: http://опрос-молодежи-о-вич.рф.). Вы, также как и ваши дети, сможете оценить свое эмоциональное отношение, готовность совершать безопасные практические действия и показывать пример окружающим людям здорового и безопасного поведения, позволяющий предупреждать распространение ВИЧ-инфекции.
После прохождения Вами этого опроса, а также прохождения опроса Вашим ребенком, постарайтесь обсудить взаимные результаты.
Подведение итогов родительского собрания
Уважаемые родители! Тема, которой мы с вами коснулись «Незримые угрозы – мифы и реальность», является актуальной и важной.
В завершение предлагаем Вам познакомиться с памяткой, которую возможно обсудите с другими членами Вашей семьи.
Желаем здоровья Вам и Вашим детям!
16+
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как поговорить с ребенком о ВИЧ/СПИДе?»
Уважаемые родители!
Тема предстоящего разговора весьма деликатна.
Прежде, чем начать беседу, вспомните себя, когда Вы были подростком, о чем Вы мечтали, какие строили планы в жизни, что важно было Вам в этот период?
А что актуально для Ваших взрослеющих детей?
Настройтесь на разговор с Вашим ребенком, в первую очередь, с позиции формирования жизненных ценностей и приоритетов, правил безопасного и ответственного поведения.
Не разговаривайте на бегу и в то же время не откладывайте разговор на эту тему на потом, до лучших времен.
Подростковый возраст требует внимания и заботы, особого бережного отношения к чувствительности и хрупкости развития внутреннего мира и внешней, часто демонстративной, отчужденности.
Какой повод для разговора?
Это дата
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом!
Об этом точно будут говорить в сети Интернет и СМИ.
Вы можете уточнить у своего ребенка: знает ли он об этой дате?
Разговор может строиться как совместный анализ вопросов защиты от ВИЧ-инфекции.
Вопросы о ВИЧ/СПИДе и ответы на них должны быть взвешенными и обоснованными.
Постарайтесь найти время и прочтите до разговора дополнительную информацию. Ее можно найти здесь:
http://www.o-spide.ru/way/vic-i-spid-rasprostranennye-mify
Даже когда Вам кажется, что ваши дети хотят от Вас «оттолкнуться» и демонстрируют взрослость и независимость, особенно в таком интимном вопросе как отношения с противоположным полом, на самом деле они очень в Вас нуждаются! Важно, чтобы этот тонкий аспект Вы лично обсудили с ребенком, чтобы это не толковалось и не преподносилось другими людьми (взрослыми или сверстниками).
Даже если в Ваших отношениях с сыном/дочерью в период их взросления есть сложности, помните, что
вопросы безопасности
– а разговор о ВИЧ/СПИДе относится именно к таким вопросам – должны быть вашим осознанным родительским шагом, защищающим, объясняющим, понимающим.
Такой разговор даст возможность выстроить диалог и позволит Вам лучше узнать своих детей, а им – почувствовать Вашу поддержку и понимание.
Итак, о чем точно
необходимо сказать:
О распространенности ВИЧ-инфекции в нашей стране материалы представлены здесь:
http://www.стопвичспид.рф/
О путях передачи вируса ВИЧ.
Как предотвратить риски (вести здоровый образ жизни, не употреблять психоактивные вещества, выстраивать отношения любви и доверия, проходить регулярное тестирование на ВИЧ в ситуациях, если риск есть).
Родные и близкие тоже могут столкнуться с этой угрозой. Что может быть личным вкладом в борьбу с распространением ВИЧ-инфекции?
Вы можете обсудить это не только один на один, но и принять участие в акциях и различных мероприятиях, посвященных этому вопросу.
Успехов и здоровой счастливой жизни Вам и Вашим детям!
|