В период с 17 по 21 октября 2016 года согласно приказу департамента образования ЯНАО от 23 марта 2016 г. № 418 «О проведении процедур внешней оценки образовательных достижений обучающихся образовательных организаций ЯНАО в 2016 году» во всех школах автономного округа проводился мониторинг внешней оценки динамики читательской грамотности обучающихся 5-х, 7-х и 9-х классов.
Оценка читательской грамотности обучающихся проводилась с целью выявления её уровня, а также для определения факторов, влияющих на развитие читательской грамотности, для определения портрета успешного читателя. В исследовании обучающимся разных возрастных групп (5-е, 7-е и 9-е классы) предлагалось прочитать тексты и ответить на вопросы к ним, которые представлены в диагностической методике, получившей название «Тяни-Толкай». За основу данной методики были взяты информационные тексты и вопросы из материалов международных исследований PIRLS и PISA, открытых для научного и педагогического сообщества.
Работа была представлена в восьми вариантах. В каждом варианте две части - два текста (один из исследования PIRLS, другой - из исследования PISA) с вопросами к ним. По результатам выполнения работы оценивалась сформированность следующих читательских умений:
1. В
ычитывание
(
умение извлекать (вычитывать) информацию из текста и делать простые умозаключения (несложные выводы) о том, что говорится в тексте).
2.
Интерпретация
(
умение анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать на ее основе более сложные выводы).
3. О
ценка (умение размышлять о сообщениях текста и оценивать содержание, форму, структурные и языковые особенности текста).
Проведенное исследование динамики читательской грамотности
позволило получить представление о сформированности читательской грамотности в 5, 7 и 9-х классах, получить представление об уровне читательской грамотности одних и тех же учащихся в 5 и 9 классах, изучить
особенности чтения обучающихся и их отношение к чтению
и определить направления работы по развитию у учащихся умения использовать текст как средство обучения.
Учителями русского языка и литературы проанализированы результаты выполнения мониторинга внешней оценки читательской грамотности на МО учителей гуманитарного цикла. Проведен сравнительный анализ показателей обучающихся Новопортовской школы-интерната, Ямальского района и ЯНАО. Анализируя результаты своих учеников, педагоги составили реестры затруднений, которые будут использованы для организации индивидуальной работы с детьми.
Учителя определили направления в работе по развитию читательской грамотности обучающихся, представили эффективные с их точки зрения методы и приемы, позволяющие формировать читательские навыки. Пришли к выводу, что умения читать и понимать текст необходимо развивать на каждом учебном предмете.
Обобщенные результаты по классам были представлены на классных часах и родительских собраниях. Результаты каждого участника мониторинга доведены детям и их родителям индивидуально в виде графических профилей. Каждый получил подробные разъяснения по имеющимся показателям и рекомендации по преодолению выявленных затруднений. Также личные результаты отправлены на адреса родителей и детей через АИОС «Сетевой город. Образование».
Следует отметить, что данные, содержащиеся в представленных материалах, не могут являться основанием для оценки качества образования в образовательной организации и принятии каких-либо управленческих решений. Они могут быть использованы только для определения направления совершенствования учебного процесса в школе или для оценочного сравнения результатов выполнения работы классом с результатами других классов в школах района или региона в целом.
|